Развитие фонематического анализа и синтеза.
Эти упражнения будут полезны дошкольникам и
школьникам, в том числе, если ребенок пишет слова слитно (идет дождь – «идедошь»,
в доме – «вдоме»), если ребенок раздельно пишет слова (белая береза растет у
окна –«белабе заратет ока»), или если ребенок раздельно пишет приставку и
корень слова (наступила – «на ступила»).
- Выделение звука на фоне слова. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.
- Выделение первого и последнего звука. Например : аист, смех, стишок, лягушка, шлем, космонавт, сынишка.
- Посложнее – определение последовательности звуков в слове, их количества и места по отношению к другим звукам. Мы помним, что мягкий и твердый знаки звуков не обозначают, гласные второго ряда (Я, И, Е, Ё, Ю) обозначают 2 звука в начале слова. В начале работы очень удобны ряды из гласных (ау, уа), затем слога (ум, на), затем слова из двух и более слогов.
- Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
- Выбрать слова, в названии которых 4 или 5 звуков.
6. Распределить слова в 2 столбика в
зависимости от количества звуков. Например: зайка, зубы, завод, фазан, часы, ужин, ёжик.
7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви…ка, ди…ан, б..нокль.
8. Подобрать слова, в которых заданный звук был
бы на первом, втором, третьем месте и т.д. (шуба, уши, кошка).
9.
Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать
их и записать.
10.
Добавить различное количество звуков к слогу, чтобы получилось слово:
Па + р
Па + рк
Па +
ром
Па
+
руса
Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например:го... (ра), ко... (ра), вед... (ро), ша... (ры), mono.., (ры), забо... (ры), кома... (ры).
- Подобрать слова на каждый звук. Слова записываются в определенный последовательности
– сначала из 3 букв, потом из 4, потом из 5 и т.д.
Р У
Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра.
1
- Преобразовать слова:
А)
добавляя звук рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг.
Б)
изменяя один звук слова сом – сок – сук –
суп – сух – сох – сор – сын – сыр – сон.
В)
Переставляя звуки – пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
13. Какие слова можно составить из букв одного
слова ? (Ствол – вол, лов, стол; крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира)
14. От слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.
14. От слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.
15. Игра с кубиком – дети бросают кубик и
называют слова из выпавшего количества букв.
16.
Читаем наоборот: нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот, шалаш – шалаш.
17. Какой
звук «убежал»? Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама.
18. Найти общий звук в словах: луна – стол, окна
- дом.
19. Подобрать слова к графическим схемам. Синим кружком обозначим твердый согласный звук, зеленым кружком - мягкий согласный звук, красным кружком - гласный звук. Например, кружки:
С К С,
С С К С,
З К С С К
Комментариев нет:
Отправить комментарий