суббота, 6 апреля 2013 г.


Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза.  
Эти упражнения будут полезны дошкольникам и школьникам, в том числе, если ребенок пишет слова слитно (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»), если ребенок раздельно пишет слова (белая береза растет у окна –«белабе заратет ока»), или если ребенок раздельно пишет приставку и корень слова (наступила – «на ступила»).
  1. Выделение звука на фоне слова. Поднять руку или карточку с буквой р, если в слове имеется звук р. Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.
  2. Выделение первого и последнего звука. Например : аист, смех, стишок, лягушка, шлем, космонавт, сынишка.
  3. Посложнее – определение последовательности звуков в слове, их количества и места по отношению к другим звукам. Мы помним, что мягкий и твердый знаки звуков не обозначают, гласные второго ряда (Я, И, Е, Ё, Ю) обозначают 2 звука в начале слова.                                                                                                                                         В начале работы очень удобны ряды из гласных (ау, уа), затем слога (ум, на), затем слова из двух и более слогов.
  4.   Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  5.   Выбрать слова, в названии которых 4 или 5 звуков.
6.   Распределить слова в 2 столбика в зависимости от количества звуков. Например: зайка, зубы, завод, фазан, часы, ужин, ёжик.
7.   Вставить пропущенные буквы в слова: ви…ка,   ди…ан,   б..нокль.
8.   Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте и т.д. (шуба, уши, кошка).
9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
10. Добавить различное количество звуков к слогу, чтобы получилось слово:
Па   +   р
Па   +   рк
Па   +   ром
Па   +   руса
Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например:го... (ра), ко... (ра), вед... (ро), ша... (ры), mono.., (ры), забо... (ры), кома... (ры).
  1. Подобрать слова на каждый звук.  Слова записываются в определенный последовательности – сначала из 3 букв, потом из 4, потом из 5 и т.д.
Р                     У                             Ч                                        К                                   А
рот             Уля                          час                                    кот                                  Аня
роза           угол                        чаша                                каша                               аист
рукав        улица                      чехол                               корка                             астра.
1
  1. Преобразовать слова:
А) добавляя звук рот-крот,  мех-смех,  осы-косы,  луг-плуг.
Б) изменяя один звук слова  сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сын – сыр – сон.
В) Переставляя звуки – пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
13.   Какие слова можно составить из букв одного слова ?    (Ствол – вол, лов, стол;    крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира)
14. От слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.
15.   Игра с кубиком – дети бросают кубик и называют слова из выпавшего количества букв.
16. Читаем наоборот: нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот, шалаш – шалаш.
17.   Какой   звук «убежал»? Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама.
18.   Найти общий звук в словах: луна – стол, окна -  дом.
19. Подобрать слова к графическим схемам. Синим кружком обозначим твердый согласный звук, зеленым кружком - мягкий согласный звук, красным кружком - гласный звук. Например, кружки:
 С К С,   
С С К  С,
З К С С К 

Комментариев нет:

Отправить комментарий