понедельник, 20 мая 2013 г.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Веселое домашнее задание на лето. Предназначено для учеников всех классов


Дорогие родители, я сейчас не буду писать по фамилиям, у кого из детей не слишком разборчивое произношение,  кому летом надо позаниматься артикуляционной гимнастикой. Очень рекомендую для всех деток гимнастику для языка! И для тех,  кто говорит превосходно, она тоже не станет лишней! 

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности язычка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Точность, сила их движений развиваются, в процессе речевой деятельности. И взрослые и дети при необходимости тренируются говорить красиво и достаточно разборчиво для окружающих. Никому не хочется говорить «словно каша во рту».
Тут нам на помощь приходит гимнастика. Все что нам надо – это настенное зеркало, где уместится отражение и ребенка и взрослого!
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо), необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Именно ежедневно. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 7 - 10 минут. Не следует предлагать детям больше 5 упражнений за раз. Иначе наступит переутомление и даже отвращение в артикуляционной гимнастике. А ведь эта гимнастика очень забавная. Мы помним, что всегда надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
 У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 7 - 10 минут
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
    Работа организуется следующим образом.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые    приемы. То есть все делается весело, можно самим выдумывать смешные сказки, например, мышка качается на качелях, мышка красит заборчик и т.д. Понятно, что первоклашке расскажем сказки про животных, но третьеклассник или пятиклассник уже может соскучится от таких сказок. Ему достаточно просто сосредоточиться на движениях.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Или упражняемся вместе.
Взрослый должен следить за точностью движений, плавность, темпом выполнения. Думаю, не надо объяснять, что иначе особой пользы может и не быть.
Следим за симметричностью движений, иначе нет смысла выполнять упражнения.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
      Думаю, лучше сделать меньше, но качественней, чем переутомленный страдающий ребенок будет мечтать об окончании пытки. Наше цель при занятии артикуляционной гимнастикой - красивая разборчивая речь.





Комментариев нет:

Отправить комментарий